Кейс бизнес-разбора: дорожная карта на +2 млн выручки за 3 месяца
Привет! Я Игорь Островский, владелец маркетингового агентства Ostrovsky.Marketing, маркетолог с 11-летним опытом работы в 66 нишах.
Расскажу, почему нельзя класть все яйца в одну корзину и привлекать клиентов только из одного канала, как вписать расходы на маркетинг в фин. модель и выйти на +2 млн за счет рекламы.
Клиент: Компания kak_mama. На рынке уже 5 лет. Работают в РФ, Беларуси, Казахстане.
Ниша: производство детской игровой мебели (кухни) и мебели в детские комнаты (шкафы, кровати, комоды) .
Общая картина по компании
- Клиенты приходят только из инстаграм, больше заявок чем есть, вытянуть не получается
- На продажах работает 1 менеджер, crm-системы нет, работа с базой клиентов не ведется, скрипты продаж прописаны только на теплый трафик. Контроль качества через руководителя
- Собственник боится вкладываться в рекламу и работать с холодным трафиком, потому что нет понимания, как прогревать клиентов и доводить их до продаж
- Нет анализа конкурентов, их продуктовой линейки и ценообразования
- Зарплата собственника не заложена в фин.модель, Вся ЧП вынимается из бизнеса
Цифры в точке А
- Средний чек: 17-35 тыс
- Выручка: 2-2,5 млн в мес
- ЧП: 400-500 тыс в мес (20%)
- Конверсия в продажу: 30%
- Расходы на маркетинг: 20 тыс
Запрос
Чтобы понять, как реализовать запрос клиента, провели бизнес-разбор, сделали декомпозицию всех бизнес-процессов, описали Точку А, подробно расписали, какие цифры хочется видеть в Точке Б и какие задачи для этого нужно решить.
До разбора собственник хотел сделать сайт-каталог, чтобы люди покупали сами, без продажников. Так не работает! Даже если ваш товар самый лучший, клиенту об этом нужно уметь рассказать.
Почему это решение не даст желаемый результат
Потратят деньги на сайт, на бюджет, в итоге если рассчитать декомпозицию, с такого сайта цена заявки будет около 3500 руб, а при конверсии в продажу на холодном трафике ~ 10%, цена продажи составит 35 тыс (при среднем чеке товара 17-35 тыс) .
Магия цифр и здравомыслие и ничего больше! Так вот, вернемся к нашему разбору.
Что мы сделали
Проанализировали бизнес-модель, выяснилось, что в нее не заложены расходы на маркетинг и отдел продаж. Соответственно, при текущей модели и без умения продавать в холодную, платная реклама будет съедать всю прибыль.
Прямо на разборе построили декомпозицию на +2 млн за счет рекламы. Чтобы выйти на окупаемость маркетинга и масштабироваться без снижения нормы рентабельности, просчитали, что нужно держать конверсию из заявки в продажу для теплого трафика на уровне 30%, для холодного — на 15%. Сложно, но можно, если ввести скрипты и работать с доп.продажами.
Подобрали 4 маркетинговые связки, как выйти на 4 млн выручки
- за счет масштабирования органического трафика из соц. сетей
- за счет контекстной рекламы Яндекс
- за счет таргетированной рекламы в Вк
- за счет закупки рекламы у блогеров и запуска Авито
Список задач для выхода на точку Б
- маркетингу
- продажам (в разбивке по категориям продукта и источникам трафика)
- производству
Сформировать системный отдел продаж, где задействованы все инструменты и команда, которая выполняет план по продажам и приносит от 4 млн выручки.
Внедрить воронку продаж в CRM и учет, интегрировать Wazzap.
- разделить ЦА на сегменты
- делать повторные касания и допродажи по сегментам
Разработать скрипты продаж, систему обучения продукту, адаптации менеджеров, регламент обработки заявок и работы с CRM.
Заложить зарплату собственника в фин.модель и вынимать из бизнеса только дивиденды.
Почему реклама в точке А не окупится:
Запуск рекламы без системы и стратегии — сразу слив бюджета.
В компании нет crm-системы, соответственно, с клиентской базой не работают системно, холодный трафик обрабатывать не умеют. При таком раскладе лиды, которые придут с нового канала, не будут нормально обработаны, последует неверный вывод, что канал не рабочий, раз с него пришли такие лиды.
Плюс к этому расходы на маркетинг не были заложены в фин. модель. Для запуска рекламы пришлось бы доставать эти деньги из другого кармана. Если бюджет сольется, убытки коснутся нескольких статей расходов. Рекламу после этого собственнику запускать будет уже страшно.
В классической фин.модели на маркетинг отводится 5-10% бюджета. Окупаемый маркетинг — фонд, который закладывается из прибыли, а не затраты на рекламу по настроению.
Как вписали расходы на маркетинг и продажи в фин. модель:
- 50% себестоимость
- 25% админ. расходы (з/п сотрудников, аренда)
- 25% чистая прибыль
- 35-40% себестоимость (за счет масштабирования)
- 5-10% админ. расходы
- 5-10% маркетинг
- 5-10% продажи
- 20-30% чистая прибыль
При масштабировании производства доля затрат на единицу товара на админ. расходы снижается. Расчет показал, что при масштабировании производства в 2 раза, необходимо всего 2 новых сотрудника в штате, а себестоимость производства в круг составит менее 40%. Высвобожденные деньги разбили на маркетинг и продажи. Процент ЧП при этом не снизится. Круто?
Главное, что получили по итогу бизнес-разбора:
Через декомпозицию собственник увидел, что без погружения в цифры, запуская рекламу без стратегии и анализа, полагаясь на везении и один канал привлечения, вырасти в прибыли не получится.
Как вы можете это применить
Впишите расходы на маркетинг и продажи в фин.модель. Так вы сможете брать деньги на продвижение из отдельного фонда, а не занимать у себя же. При масштабировании бизнеса вы снизите риск потерять часть прибыли, если деньги на рекламу сольются.
Работайте с холодным трафиком. Расширить клиентскую базу можно за счет холодных лидов. Тем более, с рекламы приходят не только теплые клиенты, но и те, с которыми нужно делать больше касаний и усиливать отдел продаж. Поэтому менеджеры должны уметь работать на холодную, благодаря внедрению скриптов / регламентов и контроля качества.
Работайте с несколькими источниками трафика. Работать только с одним каналом не всегда релевантно. Если вы положите все яйца в одну корзину (в один канал трафика) и с ним что-то случится (как мы уже наблюдали в 2022 году), что будет? Так и с маркетингом в вашем бизнесе - если ждете заявки только из одного источника, это определенный риск. Тестируйте несколько каналов и выбирайте самые эффективные, комбинируйте платный трафик и органику.
Анализируйте показатели, чтобы выйти на х2.
Увеличить доход за счет рекламы можно, если вы готовы вкладывать деньги в маркетинг и умеете конвертировать полученные заявки в продажи.
Никакого секрета нет. Вы вкладываете деньги, анализируете полученные цифры, из полученных данных делаете вывод, что докрутить и едете дальше. Маркетинг умный инструмент, будьте умнее, делайте все системно, со стратегией, будьте готовы тестировать и работать с результатами.